Preview

ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология

Расширенный поиск
Том 12, № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

255-266 1540
Аннотация

Цель: провести сравнительный клинико-экономический анализ применения трех препаратов SYSADOA, содержащих хондроитина сульфат или влияющих на его биосинтез, у пациентов с остеоартрозом коленного сустава II стадии на этапе амбулаторно-поликлинической помощи.

Материал и методы. Исследование являлось ретроспективным сравнительным с включением данных медицинских карт амбулаторных пациентов с остеоартрозом коленного сустава II стадии по классификации Kellgren & Lawrence. Применен анализ эффективности затрат на основе динамики болевого синдрома, функциональной способности сустава по индексу Лекена, ВАШ, индексу WOMAC, данным УЗИ коленных суставов и качеству жизни больных по анкете EuroQol-5D. Систематизированы материалы медицинских карт пациентов (n=90) с остеоартрозом коленного сустава II стадии согласно критериям включения/исключения из анализа. Все больные разделены на три группы: группа 1 (n=30) получала хондроитина сульфат, 100 мг в 1 мл (Хондрогард® , ЗАО «ФармФирма «Сотекс», Россия), в/м, через день, первые три инъекции по 100 мг, при хорошей переносимости, начиная с 4-й инъекции по 200 мг, курс лечения – 25 инъекций в течение 50 дней; группа 2 (n=30) получала активное вещество – гликозаминогликан-пептидный комплекс, в 1-й день – 0,3 мл, во 2-й день – 0,5 мл и далее три раза в неделю по 1 мл, курс лечения – 20 инъекций в течение 44 дней; группа 3 (n=30) получала активное вещество – биоактивный концентрат из мелкой морской рыбы по 1 мл в день, курс лечения – 20 инъекций в течение 20 дней.

Результаты. Показано, что лечение остеоартроза коленного сустава II стадии с применением препарата хондроитина сульфата (Хондрогард®) является наиболее экономически целесообразным по соотношению показателей стоимости и эффективности применения (CER=9182 ед).

Заключение. Результаты исследования рекомендованы для принятия решения о выборе препарата SYSADOA на уровне врачей и организаторов здравоохранения.

268-278 1481
Аннотация

Цель – провести сравнительный фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов омализумаб, меполизумаб и реслизумаб при лечении больных неконтролируемой среднетяжелой и тяжелой атопической бронхиальной астмой в условиях российского здравоохранения.

Материалы и методы. На основе опубликованных результатов клинических исследований построена фармакоэкономическая модель. Проведен сравнительный анализ «затраты-эффективность» для препаратов омализумаб, меполизумаб и реслизумаб, а также анализ влияния на бюджет при частичной замене препарата омализумаб на меполизумаб и/или реслизумаб.

Результаты. Применение препарата омализумаб требует на 13,3% меньше затрат, чем применение реслизумаба, и на 1,6% больше, чем меполизумаба. Соотношение затрат и эффективности при применении препарата омализумаб существенно ниже, чем при применении препаратов сравнения. Для предотвращения обострений бронхиальной астмы при применении омализумаба потребуется потратить на 463 805 руб., или на 24,80% меньше, чем при использовании реслизумаба, и на 382 640 руб., или на 20,89% ниже, чем меполизумаба. Полученные результаты устойчивы к колебаниям цен на сравниваемые препараты на 10%. Согласно анализу влияния на бюджет, за 3 года в группе 210 пациентов с эозинофилией ≥400 клеток/мкл применение реслизумаба вместо омализумаба увеличит нагрузку на бюджет на 13,25%, или на 83,2 млн руб. В группе 594 пациентов с эозинофилией ≥150 клеток/мкл применение меполизумаба вместо омализумаба приведет к увеличению нагрузки на бюджет на 1,58%, или на 24,0 млн руб. В общей группе 759 пациентов с бронхиальной астмой, получающих генно-инженерные биологические препараты (ГИБП), переключение всех пациентов, имеющих показания, на меполизумаб и реслизумаб, приводит к увеличению нагрузки на бюджет на 3,3%, или на 67,2 млн руб. за 3 года.

Заключение. Проведенный анализ показывает, что применение омализумаба у пациентов с тяжелой бронхиальной астмой, не контролируемой на средних и высоких дозах ингаляционных кортикостероидов, оказывает наименьшую нагрузку на бюджет системы здравоохранения и является наиболее фармакоэкономически эффективным в сравнении с применением меполизумаба и реслизумаба.

279-290 1464
Аннотация

Для лечения местно-распространенного или метастатического гормонозависимого HER2-отрицательного рака молочной железы (РМЖ) у женщин в постменопаузе в настоящее время доступен новый класс лекарственных препаратов: ингибиторы циклинзависимых киназ 4 и 6 (CDK4/6) палбоциклиб, рибоциклиб и абемациклиб.

Цель – проведение комплексного фармакоэкономического анализа применения включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) ингибиторов CDK4/6 палбоциклиба и рибоциклиба в комбинации с летрозолом в первой линии лечения с позиции российского здравоохранения.

Материалы и методы. Фармакоэкономический анализ состоял из двух частей: клинико-экономического исследования и анализа влияния на бюджет. В качестве метода клинико-экономического исследования была выбрана «минимизация затрат», так как согласно имеющимся литературным данным применение рассматриваемых альтернатив характеризуется равной клинической эффективностью. Анализировались прямые медицинские расходы на лекарственную терапию и на лечение связанных с ней нежелательных явлений за период пяти лет с учетом постепенной отмены лекарственных препаратов по мере прогрессирования заболевания и снижения дозы ингибиторов CDK4/6 при развитии нежелательных лекарственных реакций. Горизонт анализа влияния на бюджет составил три года и охватывал период 2020-2022 гг. Анализ влияния на бюджет проводился в предположении предоставления палбоциклиба либо рибоциклиба всей целевой популяции пациентов.

Результаты. Средние прямые медицинские расходы на лечение одного пациента при использовании комбинации палбоциклиба и летрозола составляют 2 082 333 руб. за пять лет, что на 505 016 руб., или 19,5% меньше по сравнению с прямыми медицинскими расходами в случае использования режима рибоциклиб + летрозол за тот же период времени. С учетом сложившихся трендов заболеваемости РМЖ в 2020-2022 гг. в России на терапию ингибиторами CDK4/6 будут ежегодно претендовать 8 098-8 221 новых больных. В случае лечения указанной популяции больных с использованием палбоциклиба расходы бюджетов бюджетной системы РФ за период трех лет могут быть снижены на 9 087 млн руб., или на 22,5% по сравнению со случаем применения рибоциклиба.

Выводы. Применение палбоциклиба является ресурсосберегающим вариантом первой линии терапии местно-распространенного или метастатического гормонозависимого HER2-отрицательного РМЖ у женщин в постменопаузе по сравнению с рибоциклибом.

291-299 1019
Аннотация

Цель – провести оценку структуры расходования финансовых средств медицинского учреждения на закупку лекарственных препаратов по номенклатуре и стоимости закупаемых лекарственных препаратов, потреблению различными подразделениями в течение года и в разные годы.

Материалы и методы. Анализ расхода лекарственных препаратов выполнен с помощью АВС/VEN- и АТС/DDD-анализов с одновременным анализом медицинских карт пациентов.

Результаты. Произведен анализ расходования лекарственных препаратов в медицинской организации за 2014-2018 гг. По результатам оценки структуры потребления лекарственных препаратов была изменена политика закупки препаратов, произведено перераспределение финансовых средств на различные группы лекарственных препаратов.

Заключение. Одновременное проведение АВС/VEN- и АТС/DDD-анализов и оценки назначений лекарственных препаратов по медицинским картам позволило оптимизировать закупку и расход лекарственных препаратов в медицинской организации.

300-308 821
Аннотация

Цель – оценка возможности оптимизации расходов на лекарственное обеспечение онкологических больных на уровне субъекта РФ по мере истечения сроков патентной защиты лекарственных препаратов (ЛП).

Материалы и методы. Возможность оптимизации расходов на противоопухолевые ЛП изучена в модели, построенной для гипотетического региона c населением в 2 млн человек. Смоделирована постепенная замена в государственных закупках референтных ЛП с истекающим сроком патентной защиты воспроизведенными копиями или биоаналогами в течение 5 лет. Проанализировано два сценария замены: 1) сохранение потребления ЛП на стабильном уровне; 2) рост потребления ЛП на уровне, выявленном в ранее проведенном ретроспективном анализе фармацевтического рынка. Базовый сценарий подразумевал сохранение закупок ЛП в натуральном и денежном выражении на уровне 2018 г. Рассчитана разница между затратами на ЛП в базовом сценарии и затратами на те же ЛП по мере их замены воспроизведенными копиями или биоаналогами в каждом из альтернативных сценариев за 5-летний период.

Результаты. При постепенной замене референтных препаратов с истекающим сроком патентной защиты воспроизведенными/биоаналоговыми копиями в регионе с населением 2 млн человек и затратами на ЛП для лечения солидных ЗНО в базовом сценарии 352,2 млн руб. за 5 лет возможно высвобождение 69,4 млн руб. (19,7% от базового уровня) при условии сохранения уровня потребления 2018 г. При росте уровня потребления МНН после выхода воспроизведенных копий/биоаналогов высвобождения средств не ожидается, напротив, расходы возрастут на 14,1% до 400 млн руб., однако будет обеспечен рост потребления в 8,45 раза.

Заключение. Возможность высвобождения финансовых средств благодаря выходу воспроизведенных копий/биоаналогов ЛП для лечения солидных злокачественных опухолей определяется темпами роста потребления ЛП.

310-317 1118
Аннотация

Введение. Экономические вопросы обеспечения онкологической помощи населению привлекают все большее внимание со стороны ученых-экономистов, врачей-организаторов здравоохранения, медицинских менеджеров. В настоящее время под экономикой здравоохранения учреждений онкологического профиля понимается прежде всего отраслевая экономика народного хозяйства, реализующая программы по сохранению и укреплению общего здоровья граждан, профилактики онкозаболеваний и их распространения, предоставления широкого ряда медицинских и фармацевтических услуг по заданным направлениям медицинской помощи.

Цель – идентификация наиболее важных направлений для анализа экономических затрат, влияющих на эффективность оказания медицинских услуг пациентам с онкологическими заболеваниями.

Материалы и методы. В работе применена методология целевого и смыслового поиска источников литературы. Поиск и анализ данных проведен с использованием Национальной медицинской библиотеки США (база данных PubMed), интернет-ресурсов, Национальной электронной библиотеки (НЭБ) e-LIBRARY (Россия). Отбирались статьи, посвященные наиболее распространенным и социально значимым видам рака (рак молочной железы, ободочной кишки, предстательной железы, рак легкого и т. д.). Кроме того, во внимание, главным образом, принимались крупные исследования, проведенные на уровне отдельных государств или обобщающие опыт нескольких стран.

Результаты и обсуждение. Принципы формирования общих затрат продиктованы политикой здравоохранения в отношении системы оказания онкологической помощи. Идентифицировано шесть основных направлений онкологической помощи, на обеспечение которых распределяются финансовые средства, подлежащие тщательному экономическому анализу: профилактика, онкоскрининг, диагностика, лечение, реабилитация, паллиативная помощь. В целях реализации экономических задач системы здравоохранения следует обсуждать перспективные программы, посвященные вопросам затрат на лечение рака. Эти программы формируются на основании таких коррелирующих данных, как: 1) распространенность и заболеваемость; 2) показатели воздействия на здоровье; 3) результаты внедрения интегративного методического подхода к лечению рака; 4) исходы применения всесторонних мер по оказанию медицинской и социальной помощи; 5) результаты внедрения финансовых механизмов и их влияние на экономические показатели.

Заключение. В современную профессиональную деятельность всех участников медицинской отрасли входит разработка, планирование и обеспечение комплекса мер, связанных, главным образом, с прямыми затратами на идентифицированные в нашей работе направления. Выявление наиболее важных для последующего исследования особенностей прямых затрат на организацию работы основных направлений медицинской помощи в совокупности с ассоциированными показателями эффективности может способствовать совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения онкологического профиля.

МЕТОДОЛОГИЯ

318-326 1574
Аннотация
Методы оплаты медицинской помощи представляют собой важный элемент системы финансирования здравоохранения, определяющий мотивы деятельности поставщиков услуг. На всем протяжении развития общественного здравоохранения методы оплаты непрерывно совершенствовались в целях стимулирования деятельности, соответствующей общественным целям (расширение доступа, сокращение расходов, улучшение качества услуг), и предупреждения недобросовестного поведения поставщиков. В результате передовые системы здравоохранения прошли путь от простой оплаты по объему и жесткого сдерживания затрат к комплексным системам оплаты, сочетающим контроль расходов со стимулированием повышения качества помощи и эффективности расходов. В настоящий момент в развитых странах разрабатывается новое поколение методов оплаты, направленное на мотивацию поставщиков к улучшению объективных отдаленных исходов лечения (продолжительности и качества жизни пациента). Отечественная система оплаты гарантированной медицинской помощи соответствует лучшим международным практикам в части стационарной медицинской помощи, но отстает в области первичного звена. Приоритетной задачей развития является внедрение в систему оплаты амбулаторной медицинской помощи систематического учета показателей качества.
327-332 1034
Аннотация

Введение. Метод приемлемости RAND/UCLA широко используется для решения различных задач в области здравоохранения. Предпосылкой к его созданию была необходимость в методе, который при принятии решения о назначении медицинского вмешательства позволял бы учитывать как имеющиеся научные данные, так и мнение признанных экспертов в рассматриваемой клинической области.

Цель – анализ основных методологических аспектов применения метода RAND/UCLA, международного опыта применения данного метода для решения различных задач в области здравоохранения, а также определения возможных путей его внедрения в сфере здравоохранения в Российской Федерации.

Материалы и методы. Проанализирована информация с сайта корпорации-разработчика RAND, а также информация в библиографической базе данных PubMed.

Результаты. Анализ оригинальной информации, представленной разработчиками метода RAND/UCLA, показал, что использование этого метода подразумевает несколько этапов: выбор темы, по которой будет выполняться дальнейшая работа, далее – систематический обзор научной литературы по соответствующему вопросу, определение состава комиссии экспертов, составление документов для работы комиссии, после голосования представителей комиссии выполняется анализ результатов голосования. По результатам обзора международного опыта применения метода RAND/UCLA в области здравоохранения были выявлены свидетельства успешной многолетней практики использования метода в данной области в разных странах. Использование метода RAND/UCLA в сфере здравоохранения в Российской Федерации может способствовать повышению качества медицинской помощи и рациональному расходованию ресурсов системы здравоохранения.

Обсуждение. В настоящее время в мире метод RAND/UCLA используется для разработки клинических рекомендаций, разработки критериев оценки качества медицинской помощи, для оценки приемлемости проведения медицинских вмешательств в рамках медицинской практики.

Заключение. В Российской Федерации применение метода RAND/UCLA является перспективным с точки зрения внедрения в практику разработки клинических рекомендаций и документов на их основе.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

333-341 1949
Аннотация
Главные направления деятельности системы здравоохранения Австралии координируются федеральным правительством, которое определяет перечни возмещаемых препаратов и медицинских услуг, а также устанавливает льготные категории населения. Штаты и территории могут иметь собственные медицинские программы в дополнение к федеральным. Консультативный Комитет по фармацевтическим льготам (англ. – Pharmaceutical Benefits Advisory Committee, PBAC), отвечающий за оценку технологий здравоохранения (ОТЗ), принимает решение о целесообразности государственного возмещения препарата. Рекомендации PBAC играют решающую роль при принятии министром здравоохранения решения о возмещении. Процесс оценки лекарственных препаратов состоит из пяти этапов: обзор общих сведений о препарате, оценка клинической эффективности, оценка экономической эффективности, оценка финансовых последствий включения препарата в возмещаемые списки и обзор дополнительных факторов, которые могут повлиять на решения комитета. Помимо полного возмещения стоимости применения препарата для популяции пациентов Австралии, комитет может вынести решение о предоставлении финансирования на основе соглашений об организации доступа пациентов к ЛП.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 2070-4909 (Print)
ISSN 2070-4933 (Online)