Preview

ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология

Расширенный поиск

Современные возможности экспорта медицинских услуг в России

https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.119

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель: выявить факторы и барьеры развития экспорта медицинских услуг (ЭМУ) в Российской Федерации (РФ), а также разработать рекомендации по его стимулированию и продвижению РФ как экспортера медицинских услуг на международной арене.

Материал и методы. Выполнен анализ практики организации ЭМУ и нормативно-правовых документов за 2018–2021 гг., а также проведены количественный социологический опрос 184 врачей, организаторов и экспертов здравоохранения и глубинные полуструктурированные интервью 8 экспертов высокого уровня в 2020 г. Опрос осуществляли методом «снежного кома». Для усиления уровня репрезентативности результатов в качестве респондентов были привлечены врачи, организаторы и эксперты здравоохранения с текущим на момент проведения исследования опытом работы в организациях и органах управления сферы здравоохранения (Минздрав России, Росздравнадзор, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России и др.), включая практикующих врачей и руководителей медицинских организаций.

Результаты. Задачей государственного регулирования и стимулирования ЭМУ является выбор оптимальной модели сопровождения въездного медицинского туризма (ВМТ) в РФ. В настоящее время в стране активно развиваются три модели сопровождения зарубежных граждан на рынке медицинских услуг: 1) создание экспертных медицинских консорциумов ведущих медицинских клиник; 2) формирование инфраструктуры агентского сопровождения на российском рынке ВМТ, включая развитие инфраструктуры на региональных рынках ВМТ с высоким, средним и низким экспортным потенциалом; 3) в рабочем режиме платные медицинские услуги по всем профилям медицинской помощи успешно оказываются в государственных и частных клиниках зарубежным гражданам, которые на постоянной или временной основе живут, работают или учатся в РФ. Третья модель представляет собой самоорганизующийся пациентопоток зарубежных граждан, малоуправляемый со стороны российских медицинских организаций.

Заключение. Основными стратегическими направлениями развития ЭМУ в РФ для роста организованного и управляемого пациентопотока являются медицинские услуги в области нейронаук, высокотехнологичная хирургия и реабилитация, репродуктивная медицина, иммунотерапия онкологических заболеваний, трансграничные диагностические услуги. Необходимо осуществить ряд мер по стимулированию ЭМУ, включая внедрение международных стандартов безопасности и качества оказания медицинских услуг, повышение уровня их сервисной составляющей, выстраивание каналов маркетинговых коммуникаций с зарубежными пациентами и продвижение РФ как экспортера медицинских услуг на международной арене.

Для цитирования:


Русских С.В., Тарасенко Е.А., Грин С.И., Югай М.Т., Крюкова К.К., Москвичева Л.И. Современные возможности экспорта медицинских услуг в России. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2022;15(2):259-266. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.119

For citation:


Russkikh S.V., Tarasenko E.A., Grin S.I., Yugay M.T., Kryukova K.K., Moskvicheva L.I. Current opportunities for the export of medical services in Russia. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2022;15(2):259-266. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.119

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Увеличение объема экспорта медицинских услуг (ЭМУ) можно оценить как одно из стратегических направлений развития национальных систем здравоохранения в мире в условиях глобализации, дающее финансовые преимущества как национальным системам здравоохранения, так и зарубежным пациентам, несмотря на влияние пандемии COVID-19 на мировой рынок медицинского туризма [1–5]. В настоящее время происходит реформирование российской системы здравоохранения, направленное, в частности, на развитие ЭМУ, благодаря чему планируется не только увеличение внебюджетного финансирования и приток инвестиций в отрасль, но и повышение качества и безопасности оказания медуслуг, выстраивание брендов отечественных клиник и усиление престижа и конкурентоспособности России как международной дестинации по ЭМУ на мировом рынке медицинского туризма [6–10]. С 2018 г. начался процесс формирования национальной модели ЭМУ, включая гармонизацию нормативно-правовой базы, развитие организационно-управленческих и маркетинговых технологий управления ЭМУ в субъектах Российской Федерации (РФ) [11].

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» к 2024 г. необходимо увеличить ЭМУ не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г., а именно до 1 млрд долл. США ежегодно [12]. В 2018– 2020 гг. организаторами и экспертами в сфере здравоохранения была проделана существенная работа по налаживанию инфраструктуры для предоставления медицинских услуг иностранным гражданам, включая их маркетинговое продвижение и информационное сопровождение [13–16]. Начал успешно функционировать Координирующий центр реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», основной задачей которого является обеспечение достижения целевых показателей проекта. Разрабатывается более гибкая система оперативного получения виз для зарубежных граждан, нуждающихся в лечении в РФ. Стартовала работа сайта, который является первой отечественной платформой, посвященной ЭМУ и позволяющей иностранным гражданам получить оперативную информацию о медицинских услугах [17].

Однако следует отметить, что в РФ, несмотря на развитие медицинского туризма, имеется потребность в проработке концептуально-методологических основ и методологии взаимодействия системы здравоохранения и туристической отрасли, поскольку процесс формирования национальной модели ЭМУ, в т.ч. организационно-управленческих технологий, только начался. Например, методика расчета основного показателя федерального проекта (увеличение ЭМУ не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г.) несколько раз корректировалась за 2021 г. и в настоящий момент он рассчитывается как сумма стоимости медицинских услуг, оказанных иностранным гражданам в РФ за счет внебюджетного финансирования государственными, муниципальными и частными медицинскими организациями [18][19].

Несмотря на достаточную устойчивость использования термина «экспорт медицинских услуг», пока еще не сформировалась целостная концепция и методология определения и исследования ЭМУ как нового сегмента рынка медицинских услуг.

Цель – выявить факторы и барьеры развития экспорта медицинских услуг в РФ, а также разработать рекомендации по его стимулированию и продвижению РФ как экспортера медицинских услуг на международной арене.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ / MATERIAL AND METHODS

Для оценки мнения практикующих медицинских работников, управленцев и экспертов в сфере здравоохранения о терминологии, текущем состоянии, основных барьерах и перспективах развития ЭМУ в РФ в феврале – мае 2020 г. было проведено два социологических исследования: количественное и качественное.

Количественное социологическое исследование / Quantitative sociological research

Для сбора первичных данных и обработки информации социологического опроса использовали стандартизированный инструмент для создания форм онлайн-опроса – Google Forms. Созданная электронная форма анкеты включала 24 вопроса с выбором вариантов ответов, а также возможностью дать свой вариант ответа и отразить свои предложения по ЭМУ. Вопросы для социологического исследования были сформулированы с учетом результатов анализа теоретических и эмпирических концепций. Ссылку на онлайн-форму рассылали респондентам по электронной почте или с использованием мессенджеров WhatsApp и Telegram. Данные социологического опроса автоматически аккумулировались на Google-диске (Google, США) в форме таблицы для обобщения, обработки и анализа ответов и предложений по ЭМУ.

В анкетировании приняли участие 184 респондента, из них практикующих врачей – 39%, работников администрации медицинских организаций – 16%, научных работников в сфере здравоохранения – 14%, заведующих отделений, секторов, лабораторий медицинских организаций – 13%, выпускников магистратуры по управлению в сфере здравоохранения – 11%, клинических ординаторов – 3%, главных врачей – 3%, директоров и руководителей высшего звена медицинских организаций – 3%. Важно отметить, что для повышения репрезентативности опроса и однородности выборки те респонденты (11%), которые были слушателями курса магистратуры «Управление и экономика здравоохранения» НИУ «Высшая школа экономики», на момент проведения исследования также являлись практикующими медицинскими специалистами и обладали текущим опытом работы в организациях сферы здравоохранения и органов управления здравоохранения (Минздрав России, Росздравнадзор, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, ФГБУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Департамент здравоохранения г. Москвы).

Качественное социологическое исследование / Qualitative sociological research

Качественное социологическое исследование (8 глубинных полуструктурированных интервью) было проведено с экспертами высокого уровня сферы здравоохранения, из которых 4 респондента – представители Минздрава России и ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 2 – организаторы общественного здравоохранения, 2 – участники профессорско-преподавательского состава НИУ «Высшая школа экономики».

Перед приглашением экспертов на глубинные полуструктурированные интервью предварительно была зафиксирована зона их профессиональной компетентности, связанная с вопросами ЭМУ в РФ и сформированная под непосредственным влиянием их профессиональной деятельности в органах управления здравоохранения и научных организациях по изучению проблем управления и экономики здравоохранения. Всех экспертов опрашивали по единому, заранее разработанному гайду глубинного интервью, вопросы которого были напрямую связаны с задачами исследования и позволили получить целостные представления о мнении экспертов по проблеме ЭМУ в РФ.

После проведения полевого этапа были составлены транскрипты всех интервью, затем проведена процедура их кодирования и осуществлена интерпретация.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ / RESULTS AND DISCUSSION

Интерпретация результатов социологического опроса / Interpretation of the sociological survey results

По результатам онлайн-опроса прежде всего следует отметить неоднозначную трактовку термина «экспорт медицинских услуг». Так, 41% респондентов считают, что это практика предоставления плановых медицинских услуг за пределами страны проживания пациента, совмещение отдыха за рубежом с получением высококвалифицированной помощи; 36% опрошенных уверены, что ЭМУ – это медпомощь иностранным пациентам, осуществляемая медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных ресурсов, в т.ч. в условиях пребывания на курорте; 4% полагают, что это передвижение иностранных туристов в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления душевных и физических сил. И только 19% респондентов считают, что ЭМУ включает все перечисленное выше.

Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что в самом начале разработчики Федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» трактовали термины «экспорт медицинских услуг» и «въездной медицинский туризм» (ВМТ) как синонимы. Это, на наш взгляд, свидетельствует об упрощенном понимании природы ЭМУ. Однако со временем произошло изменение этих представлений, что нашло отражение в Распоряжении Правительства РФ от 14 августа 2019 г. №1797-р, согласно которому ВМТ и медицинские услуги, получаемые иностранцами в России, входят в общую величину экспорта услуг по укрупненной статье «поездки» [16]. В статью входит оплата самих медицинских услуг (процедур) и расходы иностранных граждан на пребывание в РФ.

В настоящее время под экспортом медицинских услуг уже понимается оказание на коммерческой основе медицинских услуг, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию, в российских медицинских организациях всех форм собственности зарубежным гражданам вне зависимости от цели приезда в РФ. Таким образом, ЭМУ шире определения ВМТ, обозначающего практику получения специализированного лечения, диагностических услуг, услуг медицинской реабилитации, а также оздоровительно-рекреационных услуг иностранными пациентами, которые специально именно для этой цели приезжают в другие страны [18]. ЭМУ включает также оказание медицинских услуг в отечественных клиниках иностранцам, уже живущих или прибывших в РФ с целью работы, учебы или культурно-ознакомительного туризма.

Акцент при этом смещается на уровень субъектов рынка медицинских услуг, стратегия бизнеса которых связана с расширением потребительской аудитории, в т.ч. за счет формирования самоорганизующегося пациентопотока зарубежных граждан, малоуправляемого со стороны медицинских организаций.

Этот тезис подтверждается данными онлайн-опроса врачей и организаторов здравоохранения: 79% респондентов считают, что поток иностранных пациентов в РФ в настоящее время остается стихийным, и только 21% уверен, что он контролируется государством и носит плановый характер. Однако расчет на самоорганизующийся пациентопоток из граждан ближнего зарубежья – бизнес-стратегия, выигрышная только в краткосрочной перспективе, поскольку предполагает в ближайшие годы при минимуме маркетинговых коммуникаций достаточно уверенный рост сегмента ЭМУ среди граждан ближнего зарубежья, уже живущих и работающих в РФ и заинтересованных в получении медицинских услуг в нашей стране. В среднесрочной и долгосрочной перспективе такая бизнес-стратегия явно или неявно выводит за скобки развитие и использование туристического компонента рыночного продукта, который может выступать в будущем ключевым драйвером роста объемов предоставляемых медуслуг иностранным гражданам из дальнего зарубежья. Это объясняется тем, что страна – экспортер медицинских услуг в таком случае получает доход как за непосредственное оказание медицинской услуги, так и за счет развитого рынка ВМТ с сопутствующей сервисной инфраструктурой, которой пользуются иностранные граждане, совмещая отдых за рубежом с лечением, диагностикой или медицинской реабилитацией.

Экспорт медицинских услуг сейчас недостаточно развит и в будущем может вырасти именно за счет усиления акцента на ВМТ. Так, 32% респондентов охарактеризовали современное развитие ЭМУ в РФ как недостаточное, лишь 8% опрошенных считают его достаточно высоким, а 63% вообще затруднились ответить.

Участники социологического опроса выделили ключевые проблемы взаимодействия медицинских организаций с частными туристическими операторами, функционирующими на рынке ВМТ, которые препятствуют развитию ВМТ как части ЭМУ (рис. 1):

  • отсутствует правовая база взаимодействия турагентств с медицинскими клиниками (48%);
  • турагентства не несут совместной с медицинскими клиниками ответственности за лечение зарубежного пациента (35%);
  • турагентства запрашивают необоснованно высокую комиссию от медицинских клиник за привлечение зарубежных пациентов (26%);
  • медицинские клиники не заинтересованы в работе с турагентствами (17%);
  • государственные органы не заинтересованы в сотрудничестве турагентств и медицинских клиник (9%).

Рисунок 1. Ключевые проблемы взаимодействия медицинских клиник с частными туристическими операторами, функционирующими на рынке въездного медицинского туризма
Figure 1. Key problems of interaction between medical clinics and private tour operators functioning in the inbound medical tourism market

При этом 36% участников опроса не смогли озвучить причины слабого взаимодействия медицинских организаций и турагентств.

Важными представляются результаты онлайн-опроса врачей и организаторов здравоохранения относительно преимуществ развития ВМТ (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о преимуществах въездного медицинского туризма в России
Figure 2. Distribution of answers to the question on the benefits of inbound medical tourism in Russia

Респонденты отмечают риски быстрого развития ВМТ в РФ, связанные с «утечкой мозгов» и снижением доступности медицинских услуг для россиян (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос по отрицательным моментам в развитии въездного медицинского туризма (ВМТ) в России
Figure 3. Distribution of answers to the question on the negative aspects in the development of inbound medical tourism (IMT) in Russia

Существует ряд проблем в сфере ЭМУ, связанных с несовершенством нормативно-правовой сферы и управленческого обеспечения, а также качеством подготовки медицинского персонала и требующих решения (рис. 4). Например, 67% опрошенных считают, что медицинский персонал не в состоянии на должном уровне поддерживать коммуникацию на иностранных языках с пациентами из дальнего зарубежья из-за недостаточной лингвистической подготовки.

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос по проблемам в сфере экспорта медицинских услуг
Figure 4. Distribution of answers to the question on problems in medical services export

Заслуживает внимания и мнение респондентов относительно большого потенциала частных медицинских клиник в развитии ЭМУ: 50,5% опрошенных выбрали частные клиники в качестве основного локомотива развития ЭМУ, 29,9% – государственные клиники. Затруднились ответить 19,6%. Мнение респондентов о серьезном экспортном потенциале частной медицины опирается на активное развитие рынка частных медицинских услуг в РФ [19].

Интерпретация глубинных полуструктурированных интервью / Interpretation of in-depth semi-structured interviews

По результатам глубинных полуструктурированных интервью можно сделать вывод о том, что развитие ЭМУ оказывает положительный эффект на развитие национальной системы здравоохранения.

Эксперты отмечают целый ряд финансово-экономических, организационных и медико-социальных эффектов:

  • увеличение дохода национальной экономики за счет ЭМУ и пакетных продуктов с высокой добавленной стоимостью («туристический мультипликатор»);
  • повышение внебюджетного дохода медицинских организаций;
  • проведение переоснащения или дополнительного оснащения медицинских организаций;
  • развитие сервисной составляющей оказания медицинских услуг;
  • реализация программ стимулирования медицинского персонала;
  • рост профессионализма медицинского персонала;
  • стимуляция аккредитации российских организаций по международным стандартам в области качества и безопасности медицинских услуг;
  • рост конкуренции между медицинскими организациями, также положительно влияющей на повышение качества и доступности медицинских услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Таким образом, по результатам исследования были выявлены факторы и барьеры развития ЭМУ в РФ. Следует выделить ряд озвученных экспертами рекомендаций, которые состоят в усилении внимания к следующим аспектам:

  • соответствие российских медицинских организаций международным рейтинговым системам, включая международные системы аккредитации медицинских организаций, стандарты качества и безопасности медицинских услуг;
  • введение систем международного страхования рисков профессиональной ответственности медицинских работников и привлечение транснациональных страховых агентств для совместной работы на российском рынке медицинского туризма;
  • гармонизация законодательства, включая механизм упрощенного получения виз для иностранцев, международную аккредитацию медицинских организаций;
  • повышение лингвистической компетенции медицинского персонала для работы с иностранными пациентами;
  • организация образовательной подготовки менеджеров для работы на рынке ВМТ;
  • расширение основных стратегических направлений развития ЭМУ.

Кроме того, представляется целесообразным развивать маркетинговые коммуникации на международном рынке медицинского туризма, включая организацию и активное участие в международных конференциях и форумах по вопросам ЭМУ за рубежом, сотрудничество с крупными и международными туроператорами и туроператорами национальной индустрии туризма, компаниями, занимающимися авиа- и железнодорожными перевозками.

Список литературы

1. Johnston R., Crooks V.A., Cerón A., et al. Providers’ perspectives on inbound medical tourism in Central America and the Caribbean: factors driving and inhibiting sector development and their health equity implications. Global Health Action. 2016; 9 (1): 32760. https://doi.org/10.3402/gha.v9.32760.

2. Tang C., Lau E. Modelling the demand for inbound medical tourism: the case of Malaysia. Int J Tourism Res. 2017; 19 (5): 584–93. https://doi.org/10.1002/jtr.2131.

3. Bowman R.J., Foster A., Stacey A., et al. International travel to obtain medical treatment for primary retinoblastoma: a global cohort study. Int J Cancer. 2021; 148 (8): 1858–66. https://doi.org/10.1002/ijc.33350.

4. Дайхес А.Н., Решетников В.А., Манерова О.А., Михайлов И.А. Современные практики организации экспорта медицинских услуг в Великобритании, Италии, Южной Корее и Китае. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020; 1: 30–42.

5. Gössling S., Scott D., Hall C.M. Pandemics, tourism, and global change: a rapid assessment of COVID-19. J Sustainable Tourism. 2020; 29 (5): 1–20. https://doi.org/10.1080/09669582.2020.1758708.

6. Cam T., Cheng D., Low M., Cheok J. Brand image as the competitive edge for hospitals in medical tourism. Eur Business Rev. 2020; 33 (1): 31–59. https://doi.org/10.1108/ebr-10-2019-0269.

7. Анучин П.М., Юдина Н.Н., Чернышев Е.В. Стратегия развития экспорта медицинских услуг в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение». Вестник Росздравнадзора. 2019; 4: 81–7. https://doi.org/10.35576/article_5d651dbc895512.43399088.

8. Аксенова Е.И., Петрова Г.Д., Чернышев Е.В., Юдина Н.Н. Рекреационный потенциал медицинского туризма России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28: 1180–5. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1180-1185.

9. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения 16.03.2022).

10. Nikitina O.A. Finding out shared expert opinion on the development of inbound medical tourism: the case of Russia. Eur Res Studies J. 2018; 21 (3): 623–35. https://doi.org/10.35808/ersj/1088.

11. Daykhes A.N., Jakovljevic M., Reshetnikov V.A., Kozlov V.V. Promises and hurdles of medical tourism development in the Russian Federation. Front Psychol. 2020; 11: 1380. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01380.

12. Орлов С.А., Мадьянова В.В., Столбов А.П., Качкова О.Е. Оценка внешних бизнес-процессов при экспорте медицинских услуг в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28 (6): 1281–6. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1281-1286.

13. Бондаренко В.А. Государственный маркетинг в развитии въездного медицинского туризма в России. Маркетинг в России и за рубежом. 2020; 5: 44–51.

14. Приказ Минздрава России от 01.09.2021 № 898 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», входящего в национальный проект «Здравоохранение» (вместе с «Методикой расчета показателя «Увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд долларов США) в год (млн долларов США)», «Методикой расчета показателя «Количество пролеченных иностранных граждан (тыс. чел.)»)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395574/ (дата обращения 16.03.2022).

15. Грин С.И., Крюкова К.К., Гатаулин Р.Г. и др. Сравнительный анализ целевых показателей федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» и их корректировка в период пандемии COVID-19. Вестник Росздравнадзора. 2021; 1: 81–7.

16. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 № 1797-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации». URL: https://base.garant.ru/72622542/ (дата обращения 16.03.2022).

17. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». URL: https://russiamedtravel.ru/ (дата обращения 16.03.2022).

18. Dvoryashina M., Tarasenko E. Inbound medical tourism or export of medical services: which market do we need? Псковский регионологический журнал. 2021; 17 (3): 18–33. https://doi.org/10.37490/S221979310015230-6.

19. Тарасенко Е.А., Дворяшина М.М. Рынок частной медицины в России: взгляд маркетолога. ЭКО. 2019; 6: 43–61.


Об авторах

С. В. Русских
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Русских Сергей Валерьевич – к.м.н., старший научный сотрудник отдела изучения образа жизни и охраны здоровья населения; доцент кафедры теории и практики государственного управления. РИНЦ SPIN-код: 4853-7625

ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1, Москва 105064
Покровский б-р, д. 11, Москва 109028



Е. А. Тарасенко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Тарасенко Елена Анатольевна – к.с.н., доцент кафедры управления и экономики здравоохранения. Scopus Author ID: 57192878080; РИНЦ SPIN-код: 9626-4188

Покровский б-р, д. 11, Москва 109028



С. И. Грин
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Грин Сабина Игоревна – руководитель Координирующего центра по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». РИНЦ SPIN-код: 9264-8105

ул. Добролюбова, д. 11, Москва 127254



М. Т. Югай
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Югай Михаил Торичеллиевич – к.м.н., доцент кафедры управления и экономики здравоохранения. WoS ResearcherID: N-5613-2015; Scopus Author ID: 57192267408; РИНЦ SPIN-код: 1246-4761

Покровский б-р, д. 11, Москва 109028



К. К. Крюкова
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Крюкова Ксения Константиновна – заместитель руководителя Координирующего центра по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». Scopus Author ID: 57198420364; РИНЦ SPIN-код: 4074-8685

ул. Добролюбова, д. 11, Москва 127254



Л. И. Москвичева
Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Москвичева Людмила Ивановна – врач-онколог кабинета ультразвуковой диагностики и терапии; Scopus Author ID: 57194061497; РИНЦ SPIN-код: 8321-3464

2-й Боткинский пр-д, д. 3, Москва 125284



Рецензия

Для цитирования:


Русских С.В., Тарасенко Е.А., Грин С.И., Югай М.Т., Крюкова К.К., Москвичева Л.И. Современные возможности экспорта медицинских услуг в России. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2022;15(2):259-266. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.119

For citation:


Russkikh S.V., Tarasenko E.A., Grin S.I., Yugay M.T., Kryukova K.K., Moskvicheva L.I. Current opportunities for the export of medical services in Russia. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2022;15(2):259-266. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.119

Просмотров: 643


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 2070-4909 (Print)
ISSN 2070-4933 (Online)