Оценка необходимых финансовых затрат на лекарственное обеспечение больных с редкими заболеваниями в РФ
Аннотация
в статье представлены результаты расчета необходимых финансовых затрат на лекарственное обеспечение больных с редкими заболеваниями, включенными в перечень редких заболеваний (24 заболевания) Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403. Расчет проводился на основании данных о количестве зарегистрированных пациентов с редкими заболеваниями (РЗ) в 83 субъектах РФ в 2013 г. и средневзвешенных затратах на их лекарственную терапию. Данные о количестве зарегистрированных больных с РЗ были получены в результате официального запроса Экспертного совета по здравоохранению комитета Совета Федерации по социальной политике, направленного в органы управления здравоохранением 83 субъектов РФ. Расчет средневзвешенных затрат на лекарственную терапию (или специализированные продукты лечебного питания) больных с РЗ проводился на основании стандартов медицинской помощи и экспертных оценок. В рамках анализа стандартов осуществлялся поиск препаратов патогенетической терапии, а при их отсутствии – препаратов симптоматической терапии больных с РЗ, критически влияющих на их выживаемость. По выбранному перечню препаратов анализировались данные о сроках, частотах их назначения, средних суточных и средних курсовых дозах. При отсутствии стандартов медицинской помощи, а также для уточнения вопросов лекарственной терапии пациентов с РЗ проводились консультации с экспертами. В результате проведенных расчетов общие средневзвешенные затраты на фармакотерапию 24 редких заболеваний составили 15,73 млрд руб. в год (6,36 млрд руб. на детей и 9,37 млрд руб. на взрослых) на 11 173 зарегистрированных больных, что в 3,3 раза превышает текущие объемы финансирования. Наиболее дорогостоящей в расчете на одного больного в год оказалась патогенетическая фармакотерапия мукополисахаридоза VI и II типов: средневзвешенные затраты на одного ребенка с мукополисахаридозом VI типа составили 40,90 млн руб., на одного взрослого – 71,50 млн руб.; мукополисахаридозом II типа – 29,60 млн руб. и 51,83 млн руб. соответственно. Для повышения эффективности работы системы лекарственного обеспечения больных с РЗ и оптимизации государственных расходов на эту группу пациентов необходимо: утвердить полный набор финансово сбалансированных и научно обоснованных стандартов медицинской помощи, законодательно определить статус орфанных препаратов и осуществлять государственное регулирование цен, обеспечить увеличение регионального финансирования с привлечением средств федерального бюджета, утвердить перечень орфанных препаратов, выработать механизмы государственного стимулирования фармацевтических компаний снижать цены на орфанные препараты.
Об авторах
М. В. СураРоссия
К. В. Герасимова
Россия
В. В. Омельяновский
Россия
М. В. Авксентьева
Россия
Список литературы
1. Материалы к заседанию круглого стола на тему «Доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями в РФ». Результаты исследования Центра изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕарАзЭС. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. М. 11 марта 2014 г.
2. Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов» http://ligap.ru/articles/zayavlenia/zayavl/
3. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».
4. Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 N 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации».
6. Проект ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в статью 333.32.1. части второй Налогового кодекса Российской Федерации». http://www.rosminzdrav.ru/open/discuss/projects/3.
7. Справочник лекарственных средств Формулярного комитета. М. 2006; 668 с.
8. Сура М. В., Омельяновский В.В., Авксентьева М.В. и др. Анализ количества и объемов финансирования больных с редкими заболеваниями в РФ. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2014; 3 (17): 43-50.
9. Федеральный закон РФ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
10. http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/elenamaksimkina-dostup-boljnyx-k-orfannym-preparatam-budetuproschen.html.
11. European Medicines Agency (EMA): Orphan drugs and rare diseases at a glance. http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/Other/2010/01/WC500069805.pdf ]. Doc. Ref. EMEA/290072/2007.
12. http://www.eurordis.org/.
13. KCE reports 112C. Policies for оrphandiseases and оrphandrugs. 2009.
14. Orofino J., Soto J., Casado M.A., Oyagüez I. Global spending on orphan drugs in France, Germany, the UK, Italy and Spain during 2007. Appl Health Econ Health Policy. 2010; 8 (5): 301-315.
15. Schey C., Milanova T., Hutchings A. Estimating the budget impact of orphan medicines in Europe. 2010-2020. Orphanet Journal of Rare Diseases. 2011; 6: 62.
16. Schwabe U., Paffrath D. Arzneiverordnungsreport. 2010; http://www.springer.com/pharma/book/978-3-642-13379-4
Рецензия
Для цитирования:
Сура М.В., Герасимова К.В., Омельяновский В.В., Авксентьева М.В. Оценка необходимых финансовых затрат на лекарственное обеспечение больных с редкими заболеваниями в РФ. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2014;7(3):36-43.
For citation:
Sura M.V., Gerasimova K.V., Omelyanovskiy V.V., Avksentyeva M.V. ASSESSMENT OF NECESSARY FINANCIAL EXPENSES ON THE DRUG SUPPLY OF THE PATIENTS WITH ORPHAN DISEASES IN THE RUSSIAN FEDERATION. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2014;7(3):36-43. (In Russ.)

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.