Preview

ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология

Расширенный поиск

Финансирование выплат работникам системы здравоохранения в связи с новой коронавирусной инфекцией

https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.122

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель: провести анализ каналов, объемов COVID-выплат медицинским работникам и оценить предварительную результативность финансирования выплат работникам системы здравоохранения в связи с новой коронавирусной инфекцией.

Материал и методы. Проведен статистический сравнительный анализ данных в сфере финансирования здравоохранения. Оценка динамики изменения уровня заработной платы медицинских работников выполнена с помощью индексного метода и метода группировок. Для оценки распределения трансфертов по регионам использованы относительные показатели структуры. Исследование проведено на основе открытых данных Росстата по заработной плате медицинских работников.

Результаты. Региональное распределение трансфертов регламентировалось в 2020 г. федеральным правительством. Основным каналом финансирования COVID-выплат медицинским работникам являлось выделение трансфертов и дотаций. Более половины объемов финансирования приходилось на долю трансфертов для стимулирующих выплат медицинским работникам за выполнение особо важных работ (ОВР). Наибольший удельный вес выделенных трансфертов приходился на Московскую обл. (5,6% от общего объема трансфертов), Нижегородскую обл. (5,1%) и г. Санкт-Петербург (5,0%), наименьший – на Республики Калмыкию и Хакасию, Амурскую обл. (по 0,2%), Ненецкий автономный округ (0,1%). Трансферты для стимулирующих выплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку были выплачены в 2020 г. в совокупности 670 тыс. чел., за выполнение ОВР – 363 тыс. медицинских работников и 53 тыс. водителей машин скорой медицинской помощи. Оценка результативности финансирования COVID-выплат в форме трансфертов и дотаций показала, что в значительной степени именно за их счет произошел рост средней заработной платы медицинских работников.

Заключение. Распределение между субъектами Российской Федерации агрегированных сумм трансфертов осуществлялось до ноября 2020 г. на основе количества лиц, застрахованных по программе обязательного медицинского страхования в соответствующем регионе. В первые месяцы борьбы с пандемией использование данного агрегированного показателя было вполне уместно.

Для цитирования:


Бочарова И.Ю., Рыманов А.Ю. Финансирование выплат работникам системы здравоохранения в связи с новой коронавирусной инфекцией. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2022;15(3):332-339. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.122

For citation:


Bocharova I.Yu., Rymanov A.Yu. Funding for coronavirus health worker payments. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2022;15(3):332-339. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.122

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

В 2020 г. максимальное количество медицинских работников, задействованных для борьбы с новой коронавирусной инфекцией (НКИ), составило около 550 тыс. чел. [1].

Федеральное правительство в 2020 г.инициировало выделение стимулирующих выплат работникам системы здравоохранения [2]. Выплаты медицинским работникам в связи с пандемией осуществляются органами власти практически с первых ее месяцев.

Рассматриваемая проблематика нашла отражение в нормативно-правовой базе [2–9] и научных публикациях [10–15]. В работах М.Н. Шалберкиной [10], А.Н. Губиной [11], С.Н. Пузина и др. [12] изучается правовое регулирование социальной поддержки медицинских работников в период борьбы с COVID-19. О.Л. Зорин и др. [13] анализируют особенности правового регулирования выплат медицинским специалистам Вооруженных Сил Российской Федерации (РФ) в связи с НКИ. Статья Ф.Н. Кадырова и А.М. Чилилова [14] посвящена вопросам информатизации и информационного обмена в процессе сопровождения осуществления социальных выплат медицинским работникам, вовлеченным в борьбу с COVID-19. Л.В. Анисимова и др. [15] рассматривают вопросы осуществления социальных выплат работникам медицинских организаций (как гражданского, так и военного профиля), а также организаций социального обслуживания в период пандемии.

В связи с обращениями медицинских работников по поводу проблем с получением стимулирующих выплат Счетная палата в 2020 г. проводила тематические проверки. В результате были выявлены недоплаты на сумму 331 млн руб. [16]. Нарушения сроков осуществления стимулирующих выплат были зарегистрированы в 19 субъектах РФ.

Настоящее исследование расширяет научное знание о выявлении основных проблем, связанных с реализацией нормативно-правовых документов в сфере финансирования выплат работникам системы здравоохранения в связи с НКИ.

Цель – провести анализ каналов, объемов COVID-выплат медицинским работникам и оценить предварительную результативность финансирования выплат работникам системы здравоохранения в связи с новой коронавирусной инфекцией.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ / MATERIAL AND METHODS

В исследовании применялся метод статистического сравнительного анализа данных в сфере финансирования выплат работникам системы здравоохранения. Оценка динамики изменения уровня заработной платы медицинских работников выполнена с помощью индексного метода и метода группировок. Для оценки распределения трансфертов по регионам использованы относительные показатели структуры.

Конечные получатели трансфертов / Final recipients of transfers

Межбюджетные трансферты направлялись в 2020 г. медицинским организациям.

Правительство РФ рекомендует региональным органам власти предоставлять частным медицинским организациям субсидии, предусмотренные для всех секторов экономики [17]. Субсидии могут выделяться на предотвращение ухудшения экономической ситуации, на устранение последствий распространения НКИ.

Определение размеров трансфертов / Determining the size of transfers

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 [9] предоставление трансфертов осуществлялось в 2020 г. в размере 50% их предусмотренного объема на основе количества лиц, застрахованных по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). Размер трансферта по каждому региону (без г. Москвы) определялся следующим образом:

Ti = T × 0,5 × OMSi / OMSRF,
где Ti – размер трансферта по i-му региону; T – общий размер трансфертов; OMSi – численность лиц, застрахованных по программе ОМС, в i-м регионе; OMSRF – общая численность лиц, застрахованных по программе ОМС, в РФ.

Размеры трансфертов устанавливались на основе среднемесячной оплаты труда в соответствующем регионе в 2019 г. (табл. 1).

Таблица 1. Размеры трансфертов (в процентах от среднемесячной заработной платы)
Table 1. Amount of transfers (as a percentage of mean monthly salary)

Непосредственно в медицинской организации внутренним нормативным актом устанавливался регламент стимулирующих выплат, а именно:

  • наименования соответствующих подразделений;
  • наименования соответствующих должностей;
  • размер стимулирующих выплат;
  • срок стимулирующих выплат.

Регионы могут повышать уровень стимулирующих выплат за счет собственных источников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ / RESULTS AND DISCUSSION

Распределение трансфертов по регионам / Distribution of transfers by regions

Региональное распределение трансфертов регламентировалось в 2020 г. федеральным правительством [2] (рис. 1). Так, наибольший удельный вес выделенных трансфертов приходился на Московскую обл. (5,6% от общего объема трансфертов), Нижегородскую обл. (5,1%), г. Санкт-Петербург (5,0%), наименьший – на Республики Калмыкию и Хакасию, Амурскую обл. (по 0,2%), Ненецкий автономный округ (0,1%).

Рисунок 1. Структура планового распределения трансфертов между регионами в 2020 г.
Figure 1. Structure of the planned distribution of transfers between regions in 2020

Трансферты и дотации региональным бюджетам выделялись в 2020 г. для стимулирующих выплат в следующих формах:

  • за особые условия труда и дополнительную нагрузку (ОУТиДН);
  • за выполнение особо важных работ (ОВР);
  • для дополнительных выплат [9].

Охват получателей стимулирующих выплат в 2020 г. / Coverage of recipients of incentive payments in 2020

Трансферты для стимулирующих выплат за ОУТиДН были выделены в 2020 г. в совокупности 670 тыс. чел. Трансферты для стимулирующих выплат за выполнение ОВР были предоставлены в общей сложности 363 тыс. медицинских работников и 53 тыс. водителей машин скорой медицинской помощи (табл. 2).

Таблица 2. Численность получателей стимулирующих выплат в 2020 г.
Table 2. Number of incentive payments recipients in 2020

Рост средней заработной платы / Average wage growth

Рассмотрим влияние выплаченных в 2020 г. трансфертов и дотаций на изменение уровня заработной платы медицинских работников. Для предварительной оценки использованы данные о средней заработной плате медицинских работников в РФ в период выплаты трансфертов и дотаций (2020 г.) и сопоставим их с аналогичным показателем в период до пандемии (2019 г.) (табл. 3). Сопоставление проведено по трем категориям медицинских работников:

  • врачи;
  • средний медицинский персонал;
  • младший медицинский персонал.

Таблица 3. Средняя заработная плата медицинских работников в Российской Федерации в 2019 и 2020 гг.
Table 3. Mean salaries of medical workers in the Russian Federation in 2019 and 2020

За периоды сравнения (2019 и 2020 гг.) у всех категорий медицинских работников произошел рост средней заработной платы: в категориях «врачи» и «младший медицинский персонал» – на 14%, в категории «средний медицинский персонал» – на 19%. В среднем повышение заработной платы составило 16%. Значительную роль в этом сыграли именно трансферты и дотации.

Счетная палата РФ [16] указывает на отсутствие зависимости количества получателей стимулирующих выплат от числа пациентов с установленным диагнозом НКИ в различных регионах. Также ведомство отмечает «значительные диспропорции» (между регионами) в количестве медицинских работников – получателей стимулирующих выплат.

На наш взгляд, это вполне объяснимо, поскольку, как отмечено выше, распределение между регионами агрегированных сумм трансфертов осуществлялось до ноября 2020 г. на основе количества лиц, застрахованных по программе ОМС в соответствующем регионе [2]. В первые месяцы борьбы с пандемией в условиях недостатка информации о коронавирусе, нехватки времени, отсутствия прогнозов по количеству заболевших использование данного агрегированного показателя было вполне уместно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

В 2020 г. основным каналом финансирования COVID-выплат медицинским работникам являлось выделение трансфертов и дотаций. Более половины объемов финансирования приходилось на долю трансфертов для стимулирующих выплат медицинским работникам за выполнение ОВР.

Распределение между субъектами РФ агрегированных сумм трансфертов осуществлялось до ноября 2020 г. на основе количества лиц, застрахованных по программе ОМС в соответствующем регионе. Использование данного агрегированного показателя вполне оправданно в условиях первых месяцев борьбы с пандемией.

Предварительная оценка результативности финансирования COVID-выплат медработникам в форме трансфертов и дотаций показала, что в значительной степени именно за их счет произошел рост средней заработной платы работников системы здравоохранения. Следует подчеркнуть важность улучшения материального стимулирования медицинских работников за их бесценную роль в борьбе с COVID-19.

Список литературы

1. Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год. URL: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/055/502/original/Оглавление_доклада_к_коллегии_2021.pdf?1618836472 (дата обращения 25.04.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (утратило силу). URL: https://base.garant.ru/73837380/ (дата обращения 25.04.2022).

3. Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2020 № 852-р «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией». URL: https://base.garant.ru/73837392/ (дата обращения 25.04.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 29.08.2020 № 1312 «Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» (утратило силу). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74497858/ (дата обращения 25.04.2022).

5. Указ Президента РФ от 06.05.2020 № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005060026 (дата обращения 25.04.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020–2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/74840391/ (дата обращения 25.04.2022).

7. Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 № 1396 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции, и расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные стимулирующие выплаты». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402566390/ (дата обращения 25.04.2022).

8. Постановление Правительства РФ от 23.11.2020 № 1896 «О государственной социальной поддержке в 2020–2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». URL: https://base.garant.ru/74945123/ (дата обращения 25.04.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19». URL: https://base.garant.ru/73881214/ (дата обращения 25.04.2022).

10. Шалберкина М.Н. О проблемах реализации мер социальной поддержки медицинских работников в период пандемии. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021; 1 (8): 136–45. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.84.8.136-145.

11. Губина А.Н. Порядок начисления и размер стимулирующих выплат медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19. В кн.: Индустриальная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки»; 2020: 113–9.

12. Пузин С.Н., Меметов С.С., Деденева И.В., Хорькова О.В. Правовые основы социальных гарантий медицинским работникам, пострадавшим от коронавирусной инфекции (COVID-19) (обзор нормативных правовых документов). Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2020; 3: 20–30. https://doi.org/10.17238/issn1999-2351.2020.3.20-30.

13. Зорин О.Л., Карлова Е.Н., Сахно О.А., Перевертов С.А. Меры государственной поддержки военно-медицинских специалистов Вооруженных сил России в период борьбы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Военное право. 2021; 3: 107–14.

14. Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М. Система информационного обмена в целях осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам, связанным с лечением коронавирусной инфекции COVID-19. Врач и информационные технологии. 2020; S5: 86–90. https://doi.org/10.37690/1811-0193-2020-5-86-90.

15. Анисимова Л.В., Рейхтман Т.В., Ивахненко Л.И. Отдельные аспекты назначения выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. В кн.: Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика. Сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 25 ноября 2020 г. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); 2021: 181–90.

16. Отчет о работе направления аудита здравоохранения и спорта Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году. URL: https://ach.gov.ru/upload/reports/2020_zdrav.pdf (дата обращения 25.04.2022).

17. Федеральный закон от 12.11.2019 № 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году». URL: https://base.garant.ru/72990894/ (дата обращения 25.04.2022).


Об авторах

И. Ю. Бочарова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина»
Россия

Бочарова Ирина Юрьевна – доктор экономических наук, профессор, Scopus Author ID: 56366797800; РИНЦ SPIN-код: 5014-5095.

Ул. Генерала Родина, д. 24, Орел 302019



А. Ю. Рыманов
Сибирский институт управления – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Россия

Рыманов Александр Юрьевич – доктор экономических наук, профессор Сибирского института управления – филиала, РИНЦ SPIN-код: 8526-9752.

Нижегородская ул., д. 6, Новосибирск 630102



Рецензия

Для цитирования:


Бочарова И.Ю., Рыманов А.Ю. Финансирование выплат работникам системы здравоохранения в связи с новой коронавирусной инфекцией. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2022;15(3):332-339. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.122

For citation:


Bocharova I.Yu., Rymanov A.Yu. Funding for coronavirus health worker payments. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2022;15(3):332-339. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.122

Просмотров: 750


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 2070-4909 (Print)
ISSN 2070-4933 (Online)