Preview

ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология

Расширенный поиск

Организационно-экономические аспекты применения триплетов в терапии рецидивирующей и рефрактерной множественной миеломы в условиях российского здравоохранения

https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2021.098

Аннотация

Актуальность. Появление инновационных лекарственных препаратов позволило значительно повысить эффективность лечения пациентов с рецидивирующей и рефрактерной множественной миеломой (РРММ), однако остается открытым вопрос о возможности финансового обеспечения этих дорогостоящих опций.

Цель: провести оценку стоимости триплетов таргетных препаратов иксазомиб, карфилзомиб, элотузумаб и даратумумаб с леналидомидом и дексаметазоном, используемых в терапии РРММ, и определить возможные варианты оплаты данной терапии на уровне субъекта Российской Федерации.

Материал и методы. Рассчитаны стоимость годового курса терапии исследуемыми схемами при централизованных закупках и стоимость таргетных препаратов в расчете на 1 случай госпитализации на основании предельных зарегистрированных цен, рекомендуемых дозировок и схем назначения. Проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие оплату лекарственной терапии при множественной миеломе, определены возможные каналы финансирования и их ограничения. На примере Волгоградской и Саратовской областей рассчитаны тарифы для оплаты в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и оценена их достаточность для покрытия стоимости таргетной терапии.

Результаты. Стоимость годового курса терапии пациента триплетами в случае централизованных закупок препаратов колебалась от 5,51 млн руб. (схема с иксазомибом) до 8,03 млн руб. (схема с карфилзомибом). Стоимость в расчете на 1 госпитализацию в зависимости от числа введений составила от 80 667 – 242 000 руб. (иксазомиб, 1–3 введения) в Саратовской области до 239 618 – 958 472 руб. (даратумумаб, 1–4 введения) в Волгоградской области. Возможными источниками финансирования являются программы ОМС, высокозатратных нозологий (ВЗН) и регионального льготного обеспечения (РЛО), но при этом в настоящий момент терапия триплетами не может быть оплачена из одного источника, необходима их комбинация. Показано, что в большинстве ситуаций затраты на 1 случай лечения таргетными препаратами в выбранных субъектах покрываются средним тарифом на соответствующую клинико-статистическую группу (КСГ), за исключением случаев с максимальной длительностью в условиях дневного стационара. Анализ перечней РЛО и закупок препаратов исследуемых схем за счет средств региональных бюджетов показал, что леналидомид, иксазомиб, карфилзомиб, элотузумаб и даратумумаб включены в ограничительный перечень в 77, 74, 66, 63 и 47 регионах соответственно, однако закупаются только в 15, 24, 6, 4 и 6 регионах соответственно.

Заключение. Применение триплета с иксазомибом характеризуется наименьшими затратами, что свидетельствует о его большей экономической привлекательности относительно карфилзомиба, даратумумаба и элотузумаба в терапии пациентов с РРММ. Установленные в действующей модели КСГ тарифы сохраняют возможности оплаты лечения с применением дорогостоящих препаратов за счет средств ОМС в комбинации с программами ВЗН или РЛО. Есть основания полагать, что расширение перечня программы 14 ВЗН позволит повысить обеспеченность пациентов высокоэффективной терапией, а также снизить финансовую нагрузку на регионы.

Об авторах

Е. А. Пядушкина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; Автономная некоммерческая организация «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»
Россия

Пядушкина Елена Александровна – научный сотрудник лаборатории оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований; заместитель руководителя отдела клинико-экономического анализа. Scopus Author ID: 57220899848; WoS ResearcherID: P-8218-2014; РИНЦ SPIN-код: 1105-1621

пр-т Вернадского, д. 82, Москва 119571, Россия
ул. Бутлерова, д. 12, Москва 117485, Россия



Е. В. Деркач
Автономная некоммерческая организация «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»
Россия

Деркач Елена Владимировна – к.м.н., директор. РИНЦ SPIN-код: 2523-1670

ул. Бутлерова, д. 12, Москва 117485, Россия



В. И. Игнатьева
Автономная некоммерческая организация «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Игнатьева Виктория Игоревна – к.м.н., руководитель отдела доказательной медицины, биостатистики и математического моделирования; доцент кафедры экономики, управления и оценки технологий здравоохранения. Scopus Author ID: 56308393900; WoS ResearcherID: P-8169-2014; РИНЦ SPIN-код: 7492-1872

ул. Бутлерова, д. 12, Москва 117485, Россия
ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, Москва 125993, Россия



Е. Е. Ягненкова
Автономная некоммерческая организация «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»
Россия

Ягненкова Екатерина Евгеньевна – младший научный сотрудник отдела клинико-экономического анализа

ул. Бутлерова, д. 12, Москва 117485, Россия



Т. Ю. Клиточенко
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер»
Россия

Клиточенко Татьяна Юрьевна – к.м.н., заведующий отделением гематологии. РИНЦ SPIN-код: 3966-2359

ул. Землячки, д. 78, Волгоград 400137, Россия



Т. В. Шелехова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Шелехова Татьяна Владимировна – д.м.н., профессор, проректор по лечебной работе, заведующая кафедрой профпатологии, гематологии и клинической фармакологии. РИНЦ SPIN-код: 8780-3088

ул. Большая Казачья, д. 112, корп. 2, Саратов 410012, Россия



А. Н. Леванов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Леванов Александр Николаевич – ассистент кафедры профпатологии, гематологии и клинической фармакологии. Scopus Author ID: 57207693173; РИНЦ SPIN-код: 2192-6716

ул. Большая Казачья, д. 112, корп. 2, Саратов 410012, Россия



Список литературы

1. Рубрикатор клинических рекомендаций. Клинические рекомендации. Множественная миелома. ID: 144. 2020. URL: http://cr.rosminzdrav.ru/schema/144_1 (дата обращения 07.06.2021).

2. Moreau P., Masszi T., Grzasko N., et al. Oral ixazomib, lenalidomide, and dexamethasone for multiple myeloma. N Engl J Med. 2016; 374 (17): 1621–34. https://doi.org/10.1056/NEJMoa1516282.

3. Stewart K., Rajkumar V., Dimopoulos M., et al. Carfilzomib, lenalidomide, and dexamethasone for relapsed multiple myeloma. N Engl J Med. 2015; 372 (2): 142–52. 2015. https://doi.org/10.1056/NEJMoa1411321.

4. Lonial S., Dimopoulos M., Palumbo A., et al. Elotuzumab therapy for relapsed or refractory multiple myeloma. N Engl J Med. 2015; 373 (7): 621–31. https://doi.org/10.1056/NEJMoa1505654.

5. Dimopoulos M.A., Oriol A., Nahi H., et al. Daratumumab, lenalidomide, and dexamethasone for multiple myeloma. N Engl J Med. 2016; 375 (14): 1319–31. https://doi.org/10.1056/NEJMoa1607751.

6. van Beurden-Tan C.H., Franken M.G., Blommestein H.M., et al. Systematic literature review and network meta-analysis of treatment outcomes in relapsed and/or refractory multiple myeloma. J Clin Oncol. 2017; 35 (12): 1312–9. https://doi.org/10.1200/JCO.2016.71.1663.

7. Dimopoulos M.A., Kaufman J.L., White D., et al. A comparison of the efficacy of immunomodulatory-containing regimens in relapsed/ refractory multiple myeloma: a network meta-analysis. Clin Lymphoma Myeloma Leuk. 2018; 18 (3): 163–73.e6. https://doi.org/10.1016/j.clml.2017.12.011.

8. Государственный реестр предельных отпускных цен. URL: https://grls.rosminzdrav.ru/pricelims.aspx (дата обращения 07.06.2021).

9. Информация о предельных размерах оптовых надбавок и предельных размерах розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, установленные в субъектах Российской Федерации (данные по состоянию на 01.04.2021). URL: https://fas.gov.ru/documents/b-n-ca22dc40-f301-4ea8-863c-c18aa27387a7 (дата обращения 07.06.2021).

10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 164. Налоговые ставки. URL: http://nalogovyykodeks.ru/statya-164.html (дата обращения 07.06.2021).

11. Единая информационная система в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 07.06.2021).

12. Государственный реестр лекарственных средств. URL: https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx (дата обращения 07.06.2021).

13. Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 № 871 (ред. от 03.12.2020) «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». URL: https://base.garant.ru/70728348/ (дата обращения 07.06.2021).

14. Протокол заседания комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи от 22 апреля 2021 г.

15. Письмо Минздрава России 11-7/И/2-20691, ФФОМС № 00-10-26-2-04/11-51 от 30.12.2020 «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования». URL: http://www.ffoms.ru/documents/the-orders-oms (дата обращения 07.06.2021).

16. Постановление Правительства Саратовской области от 30.12.2020 № 1073-П «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Сара- товской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». URL: http://www.sartfoms.ru/normativ/terprog/UPOO_TERPRO2021.pdf (дата обращения 07.06.2021).

17. Закон Волгоградской области от 26.12.2020 N 130-ОД (ред. от 30.03.2021) «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». URL: https://docs.cntd.ru/document/571063222 (дата обращения 07.06.2021).

18. Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию в Саратовской области на 2021 год. URL: http://www.sartfoms.ru/tarifagreement/tarif.htm (дата обращения 07.06.2021).

19. Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2021 г. URL: https://volgatfoms.ru/anorm_gensogl21.html (дата обращения 07.06.2021).

20. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Система ОМС РФ. Территориальные фонды. URL: http://www.ffoms.gov.ru/system-oms/territorial-funds/tsentralnyy-federalnyyokrug (дата обращения 07.06.2021).

21. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.06.2021).

22. Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72013444 (дата обращения 07.06.2021).

23. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635 (дата обращения 07.06.2021).

24. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» URL: http://base.garant.ru/101268 (дата обращения 07.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Пядушкина Е.А., Деркач Е.В., Игнатьева В.И., Ягненкова Е.Е., Клиточенко Т.Ю., Шелехова Т.В., Леванов А.Н. Организационно-экономические аспекты применения триплетов в терапии рецидивирующей и рефрактерной множественной миеломы в условиях российского здравоохранения. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2021;14(2):136–150. https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2021.098

For citation:


Pyadushkina E.A., Derkach E.V., Ignatyeva V.I., Yagnenkova E.E., Klitochenko T.Yu., Shelekhova T.V., Levanov A.N. Organizational and economic aspects of triplet therapy of relapsed/refractory multiple myeloma in the Russian healthcare setting. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2021;14(2):136–150. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2021.098

Просмотров: 1397


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


ISSN 2070-4909 (Print)
ISSN 2070-4933 (Online)