Обзор существующих возможностей и ограничений программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи
https://doi.org/10.17749/2070-4909.2019.12.3.221-229
Аннотация
Актуальность. Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи является ключевым нормативным правовым документом, описывающим фактические гарантии граждан на медицинскую помощь. Установленные в ней нормативы объемов и финансирования медицинской помощи определяют уровень государственных гарантий на всей территории РФ.
Цель – определение возможных ограничений программы государственных гарантий при формировании показателей объемов оказываемой в субъектах РФ медицинской помощи и соответствующего этим объемам финансового обеспечения.
Материалы и методы. В рамках исследования анализировались федеральные и региональные нормативные правовые акты, в части методики формирования территориальных программ государственных гарантий, объемов медицинской помощи и финансирования, а также методики формирования данных нормативов.
Результаты. Определены действующие механизмы адаптации федеральной программы государственных гарантий на региональном уровне и показано, что в большинстве субъектов РФ данные методики не используются. При наличии в 77 субъектах объективных критериев для дифференциации нормативов объемов медицинской помощи нормативы соответствуют федеральным в подавляющем большинстве субъектов РФ, при этом дефицит финансирования территориальных программ в 2017 г. за счет средств регионального бюджета наблюдается в 70 субъектах РФ.
Выводы. Действующие рекомендации по формированию территориальной программы государственных гарантий применяются ограниченно. Расчет подушевого норматива финансирования субъекта РФ зависит только от коэффициента дифференциации, а в расчетах объема субвенции не учитывается половозрастная структура населения и заболеваемость в регионе.
Об авторах
Д. В. ФедяевРоссия
заместитель начальника отдела методологического обеспечения способов оплаты медицинской помощи ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России; научный сотрудник Лаборатории оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований РАНХиГС; научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ
Р. В. Гостищев
Россия
лаборант-исследователь Центра межбюджетных отношений Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ; ведущий специалист отдела развития и внешних коммуникаций, ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России
В. А. Лемешко
Россия
лаборант-исследователь Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ; главный специалист отдела методологического обеспечения проведения комплексной оценки технологий в здравоохранении ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России; аспирант кафедры фармакологии ОД ИФиТМ ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава РФ (Сеченовский университет)
О. И. Ивахненко
Россия
научный сотрудник Центра финансов здравоохранения
Список литературы
1. Мень М.А. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «анализ формирования в 2017 и 2018 годах и исполнения в 2017 году территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая их финансовое обеспечение».
2. Сура М.В. Планирование объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи в стационарных условиях на федеральном и региональном уровнях. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная Фармакоэкономика и Фармакоэпидемиология. 2015; 8 (4): 21-27. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2015.8.4.021-027.
3. Федяев Д.В., Мельникова Л.С., Игнатьева В.И. Обзор практики конкретизации программ государственных гарантий и возможные направления по конкретизации Программы государственных гарантий РФ. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная Фармакоэкономика и Фармакоэпидемиология. 2016; 9 (4): 38-45. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2016.9.4.038-045.
4. Никулина Н.Н., Малышева С. А., Аржадеева Е. О. Особенности расчетов средних нормативов объема медицинской помощи территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации. Страховое дело. 2016; 6: 35-41.
5. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат. М. 2018; 522 с.
6. Дайхес А.Н., Федяев Д.В. Обзор российских и зарубежных подходов к формированию государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная Фармакоэкономика и Фармакоэпидемиология. 2017;10(3):59-65. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2017.10.3.059-065.
7. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М. 2015; 272 с.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Рецензия
Для цитирования:
Федяев Д.В., Гостищев Р.В., Лемешко В.А., Ивахненко О.И. Обзор существующих возможностей и ограничений программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2019;12(3):221-229. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2019.12.3.221-229
For citation:
Fedyaev D.V., Gostishchev R.V., Lemeshko V.A., Ivakhnenko O.I. Overview of the existing opportunities and limitations of the state guarantees program for provision of free medical care to citizens. FARMAKOEKONOMIKA. Modern Pharmacoeconomics and Pharmacoepidemiology. 2019;12(3):221-229. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2070-4909.2019.12.3.221-229

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.